Целью профессионально – трудового обучения в школах является подготовка  учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.

Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

      Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционное исправление недостатков развития личности школьников. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду у нас в мастерской складывается из последовательных этапов. Каждый этап решает определенные задачи обучения. К нам приходят дети из начальной школы. Их трудовое обучение там направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Они работают в основном с  бумагой, картоном, пластилином, природным материалом. В четвертом классе трудовое обучение решает те же задачи, что и в начальной школе, но их решение происходит на более высоком уровне. Дети впервые приходят работать в мастерские, и важным является – воспитать у них организационные умения и навыки.

     С первых дней учу организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием, правильно одеваться для работы, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. Изучение правил по технике безопасности начинаю с рассказов о некоторых случаях в мастерских школ, которые стали возможными в результате нарушения трудовой дисциплины и невыполнения правил техники безопасности. Ребята внимательно слушают и усваивают  эти правила. С четвертого класса приучаю учащихся заниматься не только практическим исполнением  задания. Например, изготовление мешочка для хранения работ. Предварительно обговариваю план пошива, последовательность выполнения операций, анализирую образец. Учу детей логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развиваю речь каждого ученика. Чтобы учащимся было легче отвечать, использую на уроках  образцы  готовых изделий, отдельные узлы обработки, выполненные в технологической  последовательности .

     Особое значение для меня имеет предварительное продумывание всех элементов урока. Такое осмысливание работы заметно влияет на повышение эффективности занятий. При подготовке к уроку стараюсь использовать различные игровые моменты. Игровые моменты особенно нужны, когда задание вызывает у ребят затруднение. Так, например, учащиеся четвертых, пятых классов, а иногда и старших затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае использую игру «Поезд знаний». В вагончиках поезда -  прорези, в которые вставляются карточки с последовательностью работы. Или игра «Всезнайка». Учащиеся берут со стола перевернутые карточки с вопросом или  заданием и дают на них ответ. Много интереса в 4-5 классах вызывает игровой момент «Матрешка». Например, тема урока: «Виды стежков». Приходит в гости Матрешка, которая перепутала фартуки. На фартуках выполнены виды стежков. Учащиеся помогают ей разобраться и найти нужные. Проверить правильность ответа можно, если перевернуть фартук,  где  написано название  стежка. В средних и старших классах  дети уже отвечают на вопросы швейного лото или вопросы  «Конверта дружеских вопросов». Выходит ученица и из конверта с подготовленными к данной теме урока вопросами, достает листок с вопросом. Обращается к любому ученику. Читает вопрос. Если он не отвечает, ему помогают остальные. Использую также игровые моменты такие как : «Путешествие по станциям»,  «Лото», «Светофор», «Верно-неверно», «Игра-молчанка» и другие . Создаю на уроках различные игровые ситуации. Например, тема урока: «Ночная сорочка».

- Ребята, представьте, что мы пришли в магазин «Ткани». Показываю витрину с полосками тканей.

-Какую ткань вы  купите для ночной сорочки? Почему?

Ученики выбирают ткань, объясняя при этом:

-Для ночной сорочки нужна тонкая ткань. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это хлопчатобумажная ткань. Она хорошо стирается, утюжится, пропускает воздух и впитывает влагу.

     Во время повторения темы урока учащиеся класса работают у доски и индивидуально. Например, одна ученица расставляет у доски текстовые карточки с последовательностью работы, другая предметные карточки, а остальные дети работают на местах.

 На каждом уроке применяю наглядный материал. Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при чувственном восприятии (зрительном) образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам  относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого учащимися. Необходимым наглядным средством служит изделие – образец. Кроме того использую образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия. Это практический показ приема работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися трех составляющих приема работы.

-Образа результата действий;

-Орудия труда;

-Образа трудовых движений.

Я объясняю назначение приема и показываю его выполнение. На первом этапе показываю результат работы, то есть образец изделия, который будем шить. На втором этапе выполняю действие в замедленном темпе и останавливаюсь в особо трудных местах. На третьем этапе повторяю выполнение приема несколько раз в рабочем темпе. Более сложным является обучение тем трудовым операциям, которые не оцениваются с помощью зрения. В этих случаях эталоном служит мышечное усилие. Например, при шитье на машине с электроприводом. Необходимо точно нажимать на педаль. Малейшее неправильное нажатие ведет к браку на изделии.

     Учебная программа определяет знание учащимися основных частей швейной машинки. Основным наглядным средством являются сами машинки, а также плакаты с отдельными частями.

 К наглядным средствам относятся оформленные для демонстрации тексты. Например, правила самостоятельной работы. Это: рассмотри образец, вспомни, что похожее приходилось делать, продумай план, подготовь необходимые инструменты, проконтролируй работу и сравни ее с образцом.

Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний,  хорошо известны. Поэтому именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

   После каждой практической работы спрашиваю у детей, что они делали и как. И часто сталкиваюсь с тем, что очень многим ученикам трудно объяснить и при этом применить термины ручных и машинных работ. Так, например, тема урока: «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами». Последовательность работы мы сначала повторяем хором, затем индивидуально. Например, подогнули долевые срезы деталей ручек на изнаночную сторону. Ширина подгиба -7мм. Заметали.

В конце каждой практической работы учащиеся проверяют работы друг у друга, оценивают их, называют ошибки.

   В старших классах возросшие трудовые умения позволяют применить во время практического повторения пооперационное разделение труда, когда каждый ученик несет ответственность за изготовление определенной части изделия. Одна ученица обрабатывает рамки пододеяльника, другая боковые срезы. Таким образом,  каждый ученик несет ответственность за изготовление определенной части изделия. Эта работа очень похожа на работу на производстве.

    Профориентационная работа в нашей школе имеет свои особенности. Дети не могут свободно выбирать профессию, как в других школах. Хочу поделиться опытом ориентации наших детей на профессию швеи – мотористки. Эта специальность приемлема для наших детей по следующим причинам:

1)труд проходит в благоприятных условиях: светлые цеха, организованное питание, что сохраняет здоровье и трудоспособность.

2)эта работа чаще всего предполагает работу на большом предприятии. Рабочее место находится в цехе на виду у коллектива, это положительно действует на наших учениц.

3)доступность. В связи с тем, что длительное время выполняется одна или несколько операций, возможна выработка устойчивого навыка.

На уроках практического повторения закрепляются навыки  и умения работы на швейных машинах. Уже с четвертого класса сажаю успевающих учениц за машины с электроприводом. Этим детям разрешаю выполнять два задания вместо одного. В старших классах  эти девочки тоже работают с опережением. Их работу усложняю, привлекаю к оказанию помощи слабым учащимся. Для них провожу инструктаж с опорой на образец и инструкционную карту. На уроках практического повторения мы чаще всего выполняем заказы школы: пошив полотенец, постельного белья, скатертей, занавесок, чехлов на стулья из лоскутной техники . Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. Они проводятся для ознакомления с различными рабочими профессиями. Девочек, конечно, знакомлю с профессией швеи – мотористки. Экскурсии были организованы в ПУ – 17, на швейную фабрику г. Коломны ОАО «Валерия». Перед экскурсией каждая девочка получает задание. Например, записать названия рабочих профессий; выяснить,  сколько операций должна выполнять швея мотористка за смену;  запомнить названия швейных машин и цехов; спросить о заработной плате. А также даю задания, касающиеся приемов работы. Это: посадка за швейными машинами, положение рук во время выполнения работы, наматывание шпульки, обрезание ниток. Если детям дать предварительное задание, направить их внимание на ту или иную операцию, которую выполняют работницы цеха,   они лучше поймут и запомнят все о данной профессии и предварительная работа не пройдет бесследно. На следующем занятии провожу итоги экскурсии, выясняю, что узнали и увидели. Затем делаем краткие записи в тетрадях.

Приобщение к профессии дело не одного дня, а ежедневная работа всех учителей. Не все дети станут швеями в силу разных причин, но одно я знаю, точно,  учащиеся научатся выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к людям. А эти качества им пригодятся в жизни, в любой профессии. Многие наши девочки, которые хорошо учились в школе, принимали участие в различных конкурсах, выставках пошли учиться на швей – мотористок в ПУ – 17. Это: Новикова Катя, Сидорова Настя, Горлатая Оля, Калитина Юля, Кирдябкина Аня.  Они и там проявляли старание при выполнении сложных работ.

   В конце обучения учащиеся сдают экзамены по швейному делу. Форма сдачи экзаменов по билетам. Учащимся предлагается 15 билетов. На два первых вопроса дети дают  устные ответы, а на третьем выполняют практическое задание. Например, шов вподгибку с закрытым срезом,  запошивочный шов или выполняют украшающие стежки. Теоретические вопросы включают в себя знания о свойствах тканей, частях швейной машины, мерках, снимаемых для пошива изделий, правила по технике безопасности. Дети не просто заучивают ответы наизусть, учатся выполнять практические задания, но и в течение всего года работают по индивидуальным карточкам – заданиям, каждый ответ на билет продумывают и применяют на практике. Во время экзамена подводится итог всего обучения в швейной мастерской, закрепляются знания по разным темам учебной программы: материаловедению, технологии пошива изделий, машиноведению, моделированию и конструированию.

   Девочки старших классов всегда принимали и принимают участие в пошиве костюмов для концертов и театральных представлений. Многие не просто шили, но и сами участвовали в выступлениях.

  В течение 5 лет ученики нашей школы принимали  участие  в конкурсах:   «Лучший по профессии», которые  проводились в г. Подольске, Серпухове, Балашихе, Электростали, Ногинске. Дважды девочки выходили в финал, показывая неплохие результаты.   Участвовали мы и в  конкурсе на лучший детский журнал. Для нашего журнала «По секрету всему свету» ученицы шили вещи – изюминки. Это: театр из перчатки, цветы нашей клумбы, костюм на куклу. За участие в конкурсах были награждены почетными грамотами.

Ежегодно проводятся у нас в мастерских недели трудового обучения. На них дети не только показывают свои знания по предмету, но и демонстрируют костюмы, которые придумывают самостоятельно уже из сшитых вещей. Таким образом, ученики начинают логически мыслить, показывать свой вкус в одежде, рассказывать о костюме и его назначении.

В своей работе много внимания отвожу оформлению кабинета. В оформление ежегодно вношу изменения. Считаю, что красивый кабинет швейного дела благотворно влияет на учащихся. Создает у них положительный настрой, рождает желание научиться чему – то новому и интересному. Оформляла разные стенды и выставки: «Хочу все знать», «Для любознательных», «Термины ручных и машинных работ», «Игрушки своими руками», «Чудеса из тканей», «Ступеньки к мастерству», «Проверь себя сам».

В дальнейшей работе планирую продолжать накапливать  дидактический материал. Это: технологические карты с последовательным выполнением операций пошива, индивидуальные карточки – задания на каждого учащегося, карточки с отдельными узлами обработки.

Хочу добиваться эффективности уроков труда. Включать в уроки игровые моменты, делать их интересными и увлекательными. Проводить занятия в необычной форме, но с обязательным соблюдением  элементов урока. Это и уроки – фантазии, деловые уроки, уроки – путешествия. Использовать на них доступный наглядный материал: плакаты, схемы, карты, таблицы.

 Буду продолжать воспитывать у детей уважение к людям труда, профессии.

Развивать познавательные интересы и воспитывать эстетический вкус.

Таким образом, считаю, если будет осуществляться преемственность на различных этапах обучения, если уроки будут проходить интересно и увлекательно, то обязательно добьюсь хороших знаний и умений от своих учеников, а они в свою очередь поймут необходимость труда в жизни людей.

Конструктор сайтов - uCoz