Уроки,  конкурсы,  мастер - классы.

 

Урок швейного дела в 6 классе.

Тема: «Обработка нижнего среза ночной сорочки».

Цели и задачи урока. 

Закреплять знания детей о выполнении шва вподгибку с закрытым срезом.

Совершенствовать «перенос опыта» умения воспроизводить знания в новых условиях.

Закреплять знания детей по пошиву ночной сорочки, ткани, которая идет на пошив, о мерках.

Формировать навык контроля. Воспитывать самооценку.

Воспитывать трудолюбие и настойчивость при выполнении работы.

Оборудование и оформление на уроке: 

 швейные машинки, индивидуальные карточки с обозначениями мерок на каждого ученика, выкройки ночных сорочек и ночные сорочки на каждого ребенка.

Ход урока.

1.  Оргмомент. Подготовка рабочих мест.

Учитель: Все готово к уроку. У каждой вещи свое место! А девиз у нас, какой?

Учащиеся: Все что нужно под рукой!

Учитель: Все что лежит у вас на партах, пригодится вам в дальнейшей работе на уроке. Предлагаю вам сегодня совершить путешествие по станциям. Ответить на вопросы, выполнить задания. В конце путешествия подвести итог. Путешествие это будет по тому изделию, которое мы шьем. Готовы?. Желаю всем успеха! Первая станция, на которой мы побываем – вопросительная.

(Учащиеся отвечают на вопросы станции).

Вопросы:

Какое изделие мы шьем?

К какому виду белья относится ночная сорочка?

К каким изделиям,  по способу носки, относится ночная сорочка?

Из какой ткани шьют ночные сорочки? Почему?

Учитель: Со всеми вопросами этой станции вы справились,  и мы переезжаем на станцию заданий.

Первое задание.

Для построения чертежа ночной сорочки без плечевого шва, нам нужны мерки. Эти мерки имеют свои обозначения. У вас на столах лежат карточки с обозначениями мерок. Покажите мне карточку, которая обозначает мерку для определения длины сорочки?  (Учащиеся показывают).

Покажите мерку, которая определяет ширину рукава?

Покажите мерку,  которая определяет размер изделий и ширину сорочки? (Учащиеся показывают)

Второе задание.

Из скольких деталей состоит крой ночной сорочки без плечевого шва? Назовите их. Чем отличаются? У вас на столах лежат маленькие выкройки ночной сорочки. Определите перед и спинку. На этих выкройках около срезов стоят цифры. Вы на листочках напишите цифры, которые обозначают следующие срезы: боковые, срез горловины, нижний срез, срезы рукавов.

Например(4, 3, 2, 1).

Третье задание.

Вспомним план пошива ночной сорочки без плечевого шва. (Две ученицы раскладывают план пошива из текстовых и предметных карточек). Остальные учащиеся работают на местах. (Выбирают из предложенных образцов ткани, ткань, которая идет на пошив ночной сорочки).

Четвертое задание.

Предлагаю подробно рассказать о ночной сорочке ( дать анализ образца ). (Рассказывает желающий ученик).

Учитель:

Со всеми заданиями этой станции вы справились и сейчас переходим к следующей станции  - главной. Здесь тема нашего занятия: «Обработка нижнего среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом». Шов этот вам знаком. При пошиве,  каких изделий мы его применяли? Как его еще называют? Давайте вспомним,  как он выполняется. (Один учащийся рассказывает по плакату у доски о выполнении шва).

Прежде, чем приступить к обработке нижнего среза сорочки, давайте совершим путешествие на станцию «Безопасная». На этой станции вы вспомните правила безопасной работы. (Ученицы выходят к доске и снимают рисунки с изображениями: швейной машинки, ножниц, иглы, утюга. Рассказывают о правилах безопасной работы с ними).

А сейчас приступаем к обработке нижнего среза ночной сорочки швом вподгибку с закрытым срезом. (Учащиеся выполняют обработку. Звучит легкая музыка).

Теперь мы переходим на конечную станцию: «итоговая» и завершаем наше путешествие.

Вопросы:

Какое изделие мы сшили? Его назначение?

Из какой ткани шили? Почему?

Каким швом обрабатывали нижний срез?

Как называют этот шов? Почему?

Какова ширина шва в готовом виде?

Контроль и взаимоконтроль. Оценки за урок.

 

Урок швейного дела в 9 классе.

Тема: «Пошив сарафана».

Цели и задачи.

 1. Учить переносить ранее полученные  знания в данный   урок ( виды швов).

2. Расширять знания детей об истории возникновения сарафанов.

 3.Учить сравнивать  план пошива  платья и сарафана.

 4. Развивать творческое воображение детей.

  5.Воспитывать аккуратность и самостоятельность  во время выполнения   практической работы.

 Оборудование и оформление на уроке.

Компьютер, швейные машинки, текстовые карточки с планом пошива цельнокроеного платья, выкройки и текстовые карточки с обозначением контурных срезов, анализ образца  - сарафан, остатки и полотнища ткани, текстовые карточки с вопросами по проделанной работе, образцы с видами швов.

Ход урока.

Ребята! Сегодня на уроке у нас гости, они пришли посмотреть, как вы выросли, чему научились и что умеете делать своими руками. 

- Чем мы занимались на прошлом уроке? Что делали?

Ответы: подбирали остатки ткани, соединяли часть кусков ткани в полотнища.

Верно. Я вам не сказала,  для чего мы выполняли эту работу. Посмотрите на меня. Что необычного вы видите? Конечно, я  одета в сарафан, а сшит он из таких кусочков ткани, которые мы только начали соединять. Такие же сарафаны начнете шить и вы, для выступлений на общешкольных праздниках, в районе и, может даже и области. Тема урока : «Пошив сарафана».

- Какого цвета на мне сарафан?

Ответ: темно – синего.

(Просмотр слайдов, рассказ о сарафанах).

Традиционно сарафаны были именно темно – синего, черного и красного цвета. Молодая девушка имела в  своем гардеробе  до десяти сарафанов разных расцветок. Носили сарафан,  как повседневную одежду, так и праздничную. Одевали на народные гулянья, церковные праздники, свадебные торжества. Свадебные сарафаны бережно складывали и хранили в сундуках, передавая  по наследству из поколения в поколение. Слово «сарафан» произошло от персидского слова «сарапай», что означает с головы до ног. То, что мы привыкли называть сарафаном, пришло к нам из Скандинавии. Скандинавские женщины в древности носили нечто вроде платья, скрепленного на плечах застежкой. В России в конце 18 века он стал русским национальным костюмом. В гардеробе сарафан существует не одну сотню лет. У него меняется длина, ширина, форма бретелей, контур выреза. Его украшают вышивкой, рюшами, лентами, тесьмой.

У нас в школе тоже есть сарафаны. Сшиты они выпускниками школы. Все они разной  длины, цвета, необычную форму имеет нижний срез у некоторых сарафанов, имеют отделку тесьмой и лентами. (Демонстрация моделей сарафанов на уроке).

Для того чтобы сшить любой из этих сарафанов или такой, как на мне нужно знать план пошива. Вы уже шили цельнокроеное платье, блузку. Давайте вспомним план пошива. Пожалуйста, один из вас пусть выложит у доски текстовой  план с последовательным выполнением операций по пошиву платья. Остальные на местах поработают с карточками «Проверь себя сам».

(Ребята, которые выполнили работу, проверяют ее   сами, перевернув выкройку на обратную сторону  и  сравнивают цифры. Они должны совпасть.

Если нет ошибок – оценка пять, если одна – четыре и т д.)

 Затем все вместе проверяем работу у доски.

Посмотрите на план пошива платья и на мой сарафан. Подумайте, какие операции пошива вы бы использовали при пошиве сарафана.

У вас на столе лежат карточки с различными операциями пошива изделий, выберите и положите перед собой те операции, которые идут на пошив сарафана. (Карточки: стачивание плечевых швов, обработка срезов шва; обтачивание выреза горловины косой обтачкой; обтачивание вырезов пройм; обработка нижнего среза; обработка бретелей, настрачивание тесьмы; обработка верхнего среза с одновременным втачиванием бретелей; настрачивание тесьмы на изделие, окончательная отделка).

Сарафаны,  которые мы будем шить,  состоят из кусочков ткани, поэтому план пошива поменяется. Посмотрите на доску.

План работы по пошиву сарафана.

Стачивание надставок по боковому срезу для расширения изделия книзу, обработка срезов шва.

Обработка бретелей, настрачивание на них тесьмы.

Обработка верхнего среза с одновременным втачиванием бретелей

Настрачивание тесьмы  на изделие.

Обработка нижнего среза.

Ребята, так как у нас необычный пошив, мы будем выполнять разные операции  по изготовлению изделия. Каждому из вас я раздам технологические карточки с выполнением определенных операций. Настя А. возьми свою карточку и отметь свою операцию. Олег Ч.  ты возьми и.т.п.

 Внимание на экран. Какой шов перед вами?

Ответ: стачной.

-Как выполняется стачной шов?

(Ответы детей). Стачным швом  вы будите соединять  надбавки с полотнищами. А теперь на  экране следующий шов. Как он называется?

Ответ: обтачной.

- Как выполняется  этот шов?

(Ответы детей). Этим швом мы будем обрабатывать  бретели.

Прежде чем приступить к работе,  необходимо вспомнить правила безопасной работы с иглой и на швейной машинке. (Дети называют правила по цепочке, то есть друг за другом).

Ребята! Давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Чтоб в работе не устать,

Нужно пальчики размять.

Сразу ими потрясти.

Повернуться: раз, два, три.

Чуть присесть, потопать враз, словно бы пуститься в пляс.

И, конечно, потянуться и в работу окунуться!

 Приступаем к работе. Я хочу, чтобы у вас в работе все получилось. Внимание на экран. Здесь пословица: « Где терпенье, там и уменье».  Пусть у вас все получится!

 Практическая  работа. (Индивидуальная работа с детьми).

Итог урока.

1.Какие трудности в работе были у Олега? Ани?..

Какую операцию выполняли?

Помог тебе девиз? Как ты его понимаешь?

Ответы: понял, что нужно быть терпеливее, чтобы все получилось.

2.Оцените свою практическую работу и поставьте оценку в карточке.

3.Учитывая ваши ответы и оценки. которые вы сами себе поставили  и проверив вашу практическую работу за урок вы получаете следующие оценки…

 

Мастер – класс. «Изготовление кукол из бабушкиного сундука.

Цели и задачи:

                              1.Учиь детей выполнять работу последовательно.

                              2. Расширять знания учащихся  о куклах – оберегах.

                              3.Воспитывать аккуратность и самостоятельность во время

                               работы.

Оформление: выставка «Чудесные превращения кукол», куклы – обереги, кусочки тканей, нитки.

Ход.

Ребята! Сегодня мы проводим  мастер – класс! Будем изготавливать куклу из бабушкиного сундука! Но прежде я хочу с вами поговорить о куклах. Обращаю ваше внимание на выставку «Чудесные превращения кукол». Здесь вы их видите самые разные.  Кукла – это образ человека,  его маленькая копия. Посмотрите, вот мама, которая склонилась над своим ребенком или баба – Яга, которая что – то замышляет, а вот прекрасная Фея с мальчиком – учеником и многие другие. Каждый из нас видит куклы по своему, как – бы представляет их в жизни.  Однако  здесь есть куклы, которые не имеют лица. Я их назвала куклами из бабушкиного сундука. Это древние творения человека. В далекой древности куклы помогали, защищали от всяких бед.

Вот, например, когда в семье ожидалось прибавление, будущему малышу мастерили куклу – оберег без иголки и ножниц – символ ребенка нельзя было ни колоть , ни резать. Обереги делали без лица, чтобы злые духи не вселились в него и не причинили вреда ребенку. Куклы изготавливали не только для ребенка, но и для всей семьи. Традиционно  возле печки помещали двенадцать тряпичных кукол – оберегов, или лихорадок,

 названных болезнями, от которых они защищали хозяев – Трясея, Огнея, Ледея…

В кукольных забавах проигрывались почти все праздничные обряды, чаще всего свадьбы. Для  игры собирались в избе. Каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати: жених, невеста, родители…Сцена за сценой развертывалось сватовство. Кукле – невесте расплетали косу, и девочка, которая играла за невесту, начинала голосить.

Куклы, символизирующие жениха и невесту, хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла – это образ женщины, но и мужчины могли пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в «красном углу» была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником – куклой «выметала сор из избы».

Сегодня мы с вами будем изготавливать куклы «день и ночь». Это куклы обереги для жилища. Бытовали они в Пензенской, Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Куклы совершенно одинаковые, но одна выполнена из белой ткани, а другая из темной. Днем выставляли  вперед светлую, а ночью темную.

Приступаем к работе. Положите перед собой квадрат белой ткани. Сформируйте из синдепона шарик для головы. В центр квадрата положите этот шарик, а ткань сложите по диагонали. Отделите голову, туго перетянув нитками в тон. По бокам сформируйте руки» уголки загните внутрь. Далее завяжите пояс, а на голове повязку тоже в тон. Вторая кукла делается точно также, но из ниток другого цвета.  Из ниток делается шнурок, который привязывается сзади к повязкам на голове кукол. Этим куклам, как и всем куклам из бабушкиного сундука мы не рисуем лица.

 

Заключительный конкурс недели трудового обучения: «Тот человек в почете, чьи руки в работе!»

Цели и задачи.

                              1. Подведение итогов заключительной

                                 недели  трудового  обучения.     

                              2. Закрепление знаний, полученных на уроках.

                              3. Закрепление умений и навыков  во время практической

                                 работы .

                              4. Воспитание уважительного отношения друг к другу.

                              5. Формирование творческого воображения во время

                               проведения конкурса.

Оборудование и оформление.

  Эмблемы с названиями команд,  тематические карточки с вопросами друг для друга, тематические карточки с ответами, нитки, образцы ткани, для выполнения швов , фломастеры, доски для рисования,  гвозди, чурбаки, образцы, в которых необходимо выполнить ремонт, различные виды одежды: платья, юбки,  кофты, шарфы,  платки, аксессуары, компьютер.

Ход конкурса.

Ребята! Сегодня мы проводим заключительный конкурс недели трудового обучения: «Тот человек в почете, чьи руки в работе!»

В игре участвуют две команды: «Спецы» и  «Профи». Приглашаем команды занять свои места. Капитан команды «Профи» - Агапова Настя, учащаяся 9 а  кл.  Капитан команды «Спецы» - Андреева Аня, учащаяся 8 класса. Конкурс будет оценивать жюри в составе:

председателя –

членов жюри –

Соревнования начинаются.

                                                   Команды здесь состязаются.

                                                 Пусть ваши руки будут в работе,

                                                 И сразу станете все вы в почете!

Итак, задание – разминка: девизы команд. Жюри оценивает четкость произношения и слаженность команды.

Девиз команды «Профи» : «Без топора не плотник, без иглы не портной».

Девиз команды «Спецы» : «Каков мастер, таково и дело».

Девизы прозвучали, а теперь вы должны объяснить девиз противоположной команды. (Жюри оценивает ответы).

Вы пришли сюда не зря,

                                                   Чтобы не лениться.

                                                    На вопросы отвечать,

                                                   В знаньях отличиться!

Конкурс наш называется «Вопрос другу». Представители каждой команды поочередно подходят к «Полю чудес», крутят стрелку, берут доставшийся вопрос и задают его любому игроку из противоположной команды (Жюри оценивает правильность ответов и скорость).

                                                    Вот игра «Куча мала»!

                                                    Компьютер вам задаст вопрос.

                                                    Вы же ответьте на него всерьез!

На компьютере высвечивается вопрос, команды его читают и находят у себя на столе, из кучи текстовых карточек, правильный ответ, затем сравнивают его с ответом на компьютере. Жюри оценивает скорость, правильность ответов и слаженность в нахождении правильного решения.

 Следующий конкурс называется «Ниточка».

                                                     Вместе весело шагать по просторам,

                                                     Но, а нитки завязать нужно хором!

Пока звучит музыка, команды завязывают друг с другом  обрезки ниток по 10 – 15 см. Жюри оценивает длину, получившейся нити, слаженность и качество работы.

                                                     Если дырка вдруг в одежде,

                                                     Что нам делать, как нам быть?

                                                     Покажите вы скорее, как те дырочки зашить.

Конкурс называется «Умелые ручки». Все участники команд зашивают  распоровшийся шов. Жюри оценивает качество работы, скорость выполнения.

Конкурс капитанов.

Капитаны выполняют на образцах двойной шов и шов вподгибку с закрытым срезом. Жюри оценивает качество и скорость работы.

В это время команды рисуют на доске, с закрытыми глазами человечка, затем поочередно вбивают гвозди. Жюри оценивает скорость  во время забивания гвоздей каждой командой и эстетичность рисунков

                                                   Вот музыка звучит для вас.

                                                   Слушайте внимательно!

                                                   Вы модели подберите,

                                                   Нас скорее удивите!

Конкурс называется « Модельеры и артисты». Каждой команде предлагается послушать музыку, придумать модель из предложенных вещей: платьев, блузок, юбок, платков… и выступить под музыку перед всеми. Жюри оценивает модель, находчивость команды во время выступления.

Подведение итогов конкурса. Слово жюри. Награждение.

Конструктор сайтов - uCoz